Слово желудок морфемный состав слова исторический и современный

Русский язык , 02.07.2019 13:30,

Ответы

Ответ разместил: Ответ разместил: Ответ разместил: Математика Литература Алгебра Русский язык Геометрия Английский язык Химия Физика Биология Другие предметы История Обществознание Окружающий мир География Українська мова Информатика Українська література Қазақ тiлi Экономика Музыка Право Беларуская мова Французский язык Немецкий язык МХК ОБЖ Психология Больше предметов

Урок русского языка в 7 классе по теме: «Этимология. Исторический и современный морфемный состав слова. История некоторых слов русского языка. Знакомство с этимологическим словарем»

Урок русского языка в 7 классе по теме:

« Этимология. Исторический и современный морфемный состав слова. История некоторых слов русского языка. Знакомство с этимологическим словарем»

Комментарий к уроку: данный урок не первый в теме «Этимология». Например, по программе С.И.Львовой знакомство с этимологией начинается в 5 классе. В приложениях к учебникам русского языка авторов этого учебно-методического комплекса есть этимологический словарик. Если ребята уже знакомы с понятием этимологического корня, то следующая ступень – исторические процессы изменений, происходящих в составе слова, лексика русского языка с точки зрения происхождения, знакомство со школьным этимологическим словарем Н.М.Шанского и Т.А.Бобровой. На уроке необходимы этимологические словари, например «Школьный этимологический словарь» Н.М.Шанского и Т.А.Бобровой. Желателен «Школьный словообразовательный словарь» А.Н.Тихонова (возможно в электронном варианте).

Урок начинается с языковой разминки. Ребятам предлагается объяснить происхождение некоторых слов русского языка, например названия ягод: черника, голубика, земляника. Класс, конечно, уверенно справляется с этим заданием. Вычерчиваем словообразовательную структуру данных слов, выясняем, что суффикс –ИК имеет в данных словах значение «ягода».

Дальше вопросы усложняются. Предлагается объяснить происхождение слова «ежевика». Значение суффикса понятно, но что же означает морфема ЕЖЕВ-? Ученики делают предположение, что это слово родственно слову «ёж». Ежевика – это «ежевая» ягода. Гипотеза проверяется по этимологическому словарю. Действительно, кустарник назван так по шипам на его побегах. Делаем вывод, что данное слово непросто разобрать по составу. Почему? Для современного человека неясно значение морфемы ЕЖЕВ-. Приходится проверять, связана ли она с ежом. А суффикс узнается (-ИК – как в «голубике», «чернике», «землянике»). Поэтому (проверяем по словообразовательному словарю Тихонова) в современном русском языке ЕЖЕВИК – корень.

Читайте также:  Расстройство пищеварения у морской свинки

Исторический разбор слова по составу

ёж – ежевая (ягода) – ежевика

C овременный разбор слова по составу

Следующий этап работы – объяснение происхождения слова «смородина». Ребята дают толкование лексического значения слова. Пытаются доказать, что –ИН –это суффикс, подбирая односуффиксные слова: «рябина», «калина», «малина», «осина». Учитель добавляет: «лещина», «бузина», «крушина». Делается вывод, что –ИН – исторический суффикс, потому что значения корней в этой группе слов совершенно непонятны. Ребята догадываются о происхождении слова «рябина» и проверяют себя по этимологическому словарю. (Учитель может объяснить происхождение названий остальных растений, а может дать это задание индивидуально кому-нибудь из учеников и проверить его на следующем уроке.)

Продолжается заполнение таблицы

Исторический разбор слова по составу Современный разбор слова по составу

Учитель задает вопрос: «Что же, по-вашему, может означать корень СМОРОД-, какие однокоренные слова можно подобрать?» При затруднении учащихся можно напомнить про чередование ОРО-РА (полногласие в древнерусском и неполногласие в старославянском языках). Таким образом подбирается однокоренное слово «смрад». Через формулирование лексического значения слова «смрад» («неприятный сильный запах») ребята приходят к выводу, что слово «смород» означало резкий сильный запах. Учителю требуется объяснить, что слово «смород» не имело отрицательного значения, оно появляется только у слова «смрад». Так выявляется значение этимологического корня слова «смородина».

На следующем этапе работы формулируются выводы. Учитель задает вопрос: «Какие изменения происходят в составе слова?» Ученики отвечают, что основа слова становится проще, корень укрупняется, он срастается с суффиксами, приставками. Учитель предлагает поразмышлять, почему так происходит. Ученики отвечают, что исчезает из языка исходное слово, оно устаревает, разрываются смысловые связи между исходным словом и новым.

При выполнении следующего задания ребята разбиваются на 5-6 групп. Каждой группе дается задание: выяснить, от каких слов образованы данные, определить их морфемный состав – исторический и современный. Для работы у каждой группы должен быть этимологический словарь.

Читайте также:  Разрастание грануляционной ткани в желудке

1 группа разбирает слова: огурец, кабачок, редиска, персик (тематическая группа «Фрукты, овощи»).

2 группа – слова: заяц, белка, кошка, песец, овца (тематическая группа «Животные»).

3 группа – слова: творог, пирог, сметана, крупа (тематическая группа «Продукты и блюда»).

4 группа – слова: потолок, окно, стол, крыша (тематическая группа «Части жилища, мебель»).

5 группа – слова: пчела, муха, бабочка, стрекоза (тематическая группа «Насекомые»).

В итоге работы получаем таблицу:

Современный разбор слова по составу Исторический разбор слова по составу

Пятая группа – «Насекомые»: букашка, муравей, жук и другие.

Каждый ученик в группе работает с одним или двумя словами. Страничка словарика может включать лексическое значение данного слова, иллюстрацию, этимологию: исходное слово, каким способом образовано (если можно указать), из какого языка пришло; разбор по составу – современный и исторический (если они различаются).

Для выполнения этого задания учитель предлагает разные с точки зрения происхождения слова для полного представления о том, какой различной может быть лексика по происхождению.

После проверки словариков и демонстрации презентации требуется итоговая беседа. Учитель подводит ребят к следующим выводам. Лексика русского языка с точки зрения происхождения делится на группы.

1 группа. Исконные русские слова, образованные от более древних слов (корней), возникших в индоевропейскую или общеславянскую эпоху, образованных с помощью древних суффиксов и приставок. Происхождение таких слов интересно, так как позволяет видеть внутреннюю форму слова, те морфемные швы, которые уже стерлись, мы можем сказать, почему предмет так назван.

2 группа. Слова первообразные, возникшие в очень древнюю эпоху (общеславянскую или даже древнее – в эпоху праиндоевропейского языка). Они претерпели фонетические изменения, объяснить, почему предмет назван именно так, мы не можем, просто определенная звуковая оболочка закрепилась за определенным смыслом. Например, слово «морковь» общеславянское, а «репа»- имеет индоевропейский корень. Это тоже исконно русская лексика.

Читайте также:  Семя укропа при эрозии желудка

3 группа. Слова, заимствованные из других языков в разные эпохи. Для русского языка они непроизводные. Так, слова «кровать», «тетрадь» и «свёкла»- греческие, «апельсин» пришло из голландского языка и т.д.

Источник

ТолкованиеПеревод

желудок
Общеслав. Суф. производное от желудь того же значения, в др.-рус. яз. еще известного. Последнее, скорее всего, того же корня, что и глотать, голод, греч. cholades «кишки», др.-ирл. gelim «проглатываю», нем. Kehle «горло» и т. д. В таком случае желудок буквально — «то, во что попадает проглатываемая пища». Менее вероятно принимаемое некоторыми учеными родство с желудь (с трактовкой называния желудка по форме, будто бы напоминающей желудь).

Синонимы:

Смотреть что такое “желудок” в других словарях:

  • ЖЕЛУДОК — ЖЕЛУДОК. (gaster, ventriculus), расширенный отдел кишечника, имеющий благодаря наличию специальных желез значение особо важного пищеварительного органа. Ясно диференцированные «желудки» многих беспозвоночных, особенно членистоногих и… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ЖЕЛУДОК — (gaster), переднее, следующее за пищеводом расширение пищеварит. трубки, в к ром осуществляется механич. и химич. обработка пищи. Эти осн. функции нередко приводят к разделению Ж. на 2 камеры: мускульную, или жевательную, и собственно железистую …   Биологический энциклопедический словарь

  • Желудок — человека, иллюстрация из книги «Анатомия человеческого тела Грея» Желудок (лат. ventrículus, gaster)  полый мышечный орган, расположенный между пищеводом и двенадцатиперстной кишкой. Представляет собой мешкообразное расширение пищеварительного… …   Википедия

  • ЖЕЛУДОК — ЖЕЛУДОК, желудка, муж. 1. Расположенный в верхней части брюшной полости орган пищеварения у человека и др. животных. Боли в желудке. Желудок варит. Желудок не варит. Желудок не работает. 2. перен. Физиологические, животные потребности, низменные… …   Толковый словарь Ушакова

  • желудок — См. болезнь набивать себе желудок… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. желудок болезнь; эпигастрий, желудочек, живот Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • желудок — – это пищеварительная полость, расположенная между пищеводом и кишечником. Размеры средне растянутого желудка – 25 см в длину, 11 см в ширину, 9 см в диаметре спереди назад. Общая форма желудка – это форма прописной буквы «J» с двумя сегментами,… …   Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • ЖЕЛУДОК — муж. (желвить, желнить) род мешка или несколько мясистого пузыря, в котором переваривается и усвояется пища животных: он лежит вплоть под болоною, гусачиной, утробною перепонкой (диафрагмой), составляя продолжение глотки и суживаясь с другого… …   Толковый словарь Даля

  • ЖЕЛУДОК — ЖЕЛУДОК, изогнутый дугой орган, расположенный у человека левее и чуть ниже ДИАФРАГМЫ. Один из органов ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. В верхней части соединяется с ПИЩЕВОДОМ, а в нижней с ТОНКОЙ КИШКОЙ. Желудок изнутри покрыт тремя слоями мышц… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • Желудок — Желудок: слизистый пищевой субпродукт, представляющий собой однокамерный желудок жвачного животного без остатков слизистой оболочки… Источник: ПРОМЫШЛЕННОСТЬ МЯСНАЯ. ПРОДУКТЫ ПИЩЕВЫЕ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ГОСТ Р 52427 2005 (утв. Приказом… …   Официальная терминология

  • желудок — Слизистый пищевой субпродукт, представляющий собой однокамерный желудок жвачного животного без остатков слизистой оболочки. [ГОСТ Р 52427 2005] Тематики производство мясных продуктов …   Справочник технического переводчика

  • желудок — коровы (вид слева): С — сетка; Р — рубец; К — книжка. желудок (ventriculus, gaster, stomashus), отдел пищеварительной системы животного, расположенный между пищеводом и двенадцатиперстной кишкой. В Ж. происходит временное… …   Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь

Книги

  • Желудок и кишечник. Советы и рекомендации ведущих врачей, Копылова Ольга Сергеевна. Доктор из телевизора настойчиво советует: “Изжога? Выпей лекарство – и все пройдет! Запор? Прими слабительное и забудь о проблеме!”Однако гастриты и запоры, от которых страдает добрая… Подробнее  Купить за 178 руб
  • Желудок, мозг и звёздное небо, Анатолий Пушкарёв. «Желудок, мозг и звёздное небо» – это книга о подмене вечных жизненных смыслов сомнительными ценностями безудержного потребительства, об амбициозных претензияхIT-технологий на изменение… Подробнее  Купить за 149 руб электронная книга
  • Желудок и кишечник. Советы и рекомендации ведущих врачей, Копылова О.С.. Доктор из телевизора настойчиво советует: «Изжога? Выпей лекарство – и все пройдет! Запор? Прими слабительное и забудь о проблеме!» Однако гастриты и запоры, от которых страдает добрая… Подробнее  Купить за 130 руб

Другие книги по запросу «желудок» >>

Содержание:

Морфемный анализ слова – это разбор слова по составу.

Слово состоит из морфем, минимальных, неделимых значимых частей.

Морфемы слова

Корень – значимая часть слова, содержащая в себе основное лексическое значение; с помощью нее подбирается ряд однокоренных слов. При морфемном анализе выделяется значком  .  Слова, состоящие из двух корней, называются сложными.

Приставка – неизменяемая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов. При морфемном анализе обозначается значком .

В слове может быть одна, две и более (реже) приставки.

Суффикс – неизменяемая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов. При морфемном анализе обозначается значком          .

Слово может содержат более одного суффикса.

Окончание изменяемая часть слова, стоящая после суффикса или корня (если нет суффикса) и служащая для образования форм одного и того же слова. При морфемном разборе обозначается значком  . 

Окончание может быть нулевым.

Основа часть слова без окончания. При морфемном анализе обозначается значком   .

Постфикс часть слова, стоящая после окончания, служащая для образования новых слов. При морфемном анализе обозначается значками .

существует два постфикса – -СЯ, -СЬ.

Способы и принципы морфемного анализа

Для быстрого и правильного морфемного разбора необходимо придерживаться нескольких принципов.

1. Принадлежность к части речи. Изменяемость-неизменяемость слова. В неизменяемых словах полностью отсутствует флексия (окончание). Чтобы правильно ее выделить, необходимо изменить форму слова, не меняя значения:

  • правило (ед.ч.) – правила (мн.ч.)
  • худею (1 лицо) – худеешь (2 лицо)
  • белый (муж.р.) – белая (жен.р.)

наверно, быстро, учитывая неизменяемые части речи

Морфемы могут различаться в зависимости от части речной принадлежности слова.

2. Подбор однокоренных слов. Нельзя забывать о существующей омонимии корней (одинаковое написание, но разное значение).

Соленый,соль, посолить, пересолить

Солист,солировать,соло

3. Необходимо указать, если в слове есть формообразующие аффиксы (служат для образования формы слова).

Короткий – короче – суффикс образует форму простой сравнительной степени

Служит, служил суффикс образует форму прошедшего времени

4. Учитывать словообразовательные связи, т.е. для правильного вычленения морфем составить словообразовательную цепочку («способ матрешки»). Вычленять аффиксы, постепенно подбирая производящие основы для конкретного слова.

В данном примере словообразовательная цепочка помогла определить, что в слове льдинка – два суффикса, в слове снежинка один суффикс. 

План морфемного анализа слова

  1. Определить часть речи
  2. Изменить форму слова и выделить окончание (если есть)
  3. Определить, есть ли формообразующие суффиксы.
  4. Выделить основу слова, формообразующие суффиксы не входят в основу слова
  5. Подобрать однокоренные слова и выделить корень
  6. Составить словообразовательную цепочку, выделить приставку, суффикс, постфикс

Этапы морфемного анализа

(Как разобрать слово?)

Подберезовика 

  1. Определяем часть речи. Подберезовик – существительное, изменяемая часть речи, значит в нем есть окончание.
  2. Изменим форму слова, чтобы выделить окончание: подберезовика – подберезовик – подберезовиков – подберезовиком. В исходном слове изменилась часть слова У, следовательно, это окончание.
  3. Часть слова без окончания выделим как основу: подберезовик-.
  4. Для выделения корня подберем однокоренные слова. Лучше, если это будут разные части речи: подберезовик – береза – березовый – березняк. Одинаковая часть слова, передающая основное лексическое значение БЕРЕЗ. Для проверки определим лексическое значение исходного слова: подберезовик – гриб, который растет в березовом лесу, вблизи берез.
  5. Для вычленения словообразующих морфем составим словообразовательную цепочку в обратном порядке, т.е. к каждому производному слову подберем производящую основу.  подберезовик – березовый – береза.  Видим, что в слове отделилась приставка ПОД-, суффиксы ИК-, -ОВ-.
  6. Выделим словообразующие аффиксы.
  7. В слове подберезовик нет формообразующих морфем.

Схема (порядок) морфемного анализа

Окончание → основа слова → корень → приставка, суффикс, постфикс 

Примеры морфемного анализа 

Устный разбор

Класс существительное, изменяется по родам, числам и падежам: класс-класса-классы. Окончание нулевое.

Все слово является основой – класс-. 

Однокоренные слова: классный,классовый. Корень слова класс-.

Словообразовательная цепочка: класс – классный– классовый. «Способ матрешки» (из большего – меньшее) применить нельзя, т.к. слово состоит из одного корня, основа является производной.

Письменный разбор

Примеры письменного разбора

 (формообразующий суффикс –Л-)

(буква –Л- играет роль соединительной гласной – интерфикса, поэтому в основу слова не входит. Нельзя утверждать, что происходит чередование фонем –Б- и –БЛ-, т.к. ни в одной другой форме слова ЛЮБИТЬ такого чередования нет, только в форме 1 лица)

Смотри также:

Желу́док. Общеславянское слово, восходящее к основе zelodь, имеющей значение «желудь», поскольку желудок по своей форме напоминает плод дуба.

Происхождение слова желудок в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.

желу́док, -дка, укр. желу́док, русск.-цслав. желудъкъ, др.-русск. также желудь «желудок» (Домостр. К. 41), болг. желъ́дък (Младенов 165), сербохорв. жѐлудац, словен. želôdec, чеш. žaludek и žaloudek (Юнгман, 5, 828), слвц. žalúdok, польск. żołądek, в.-луж., н.-луж. žołdk. || Брюкнер (ZfslPh 4, 218; Sł. etym. 665) и Младенов (165; KZ 45, 49) высказываются в пользу сближения с жёлудь, причем Брюкнер приводит высказывание В. Потоцкого: ba i żołądek od niej (żołędzi) nazwany podobno «ведь и желудок, вероятно, получил от него (жёлудя) название». Однако другие оспаривают это сближение ввиду интонационных различий между обоими словами в слав.; ср. особенно Мейе, ét. 322; Миккола, ВВ 21, 224 и сл.; Махек, LF 52, 342. Образование слав. сло́ва напоминает лит. skilándis «копченый свиной желудок, начиненный мясом»; см. Лескин, Bildg. 389; Лиден, KZ 61, 24 и сл. Этот корень, по-видимому, представлен в греч. χολάδες мн. «внутренности, кишки»; см. Френкель, ZfslPh 20, 55; Бецценбергер, ВВ 2, 154; Шпехт 208; Траутман, BSW 82; Буазак 1065. Англос. glendr(i)an, glėtrian «проглатывать, низвергаться», также привлекавшееся для сравнения, связано со шв. glinta «скользить» (Хольтхаузен, Aengl. Wb. 132) и не имеет сюда отношения. Более далеки по знач. д.-в.-н. këla «горло», лат. gula — то же, греч. δέλεαρ «приманка» или же др.-инд. jalukā- «пиявка», нов.-перс. zelũ, zālũ — то же, которые сближаются с др.-ирл. gelim «глотаю» (Клюге-Гётце 293) и родственны словам желу́док, го́лод, глота́ть согласно Махеку (LF 52, 342 и сл.), Буазаку (173), Голубу (356). Формант -ǫdь Махек связывает с лат. volvendus, secundus и т. д., в то время как Голуб (там же) предполагает ǫdъ «(пожирающий) член тела». И то и другое гадательно. Недостоверно также сравнение *želǫdъkъ с гот. kilÞei «чрево матери», англос. cild «ребенок», др.-шв. kolder, kulder «дети от одного брака, выводок, детеныши» (Миккола, ВВ 21, 224 и сл.).

Происхождение слова желудок в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.

Желу́док. Общеслав. Суф. производное от желудь того же значения, в др.-рус. яз. еще известного. Последнее, скорее всего, того же корня, что и глотать, голод, греч. cholades «кишки», др.-ирл. gelim «проглатываю», нем. Kehle «горло» и т. д. В таком случае желудок буквально — «то, во что попадает проглатываемая пища». Менее вероятно принимаемое некоторыми учеными родство с желудь (с трактовкой называния желудка по форме, будто бы напоминающей желудь).

Происхождение слова желудок в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М.

См. также: значение слова желудок в толковых словарях.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Михаил Галушко
Гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук, стаж - более 27 лет.
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий