Дизентерия у детей. Эпидемиология. Этиология. Патогенез. Клиника типичных форм. Лечение. Профилактика.

16:32 09.02.2010 (обновлено: 16:35 09.02.2010) Читать ria.ru в Дизентерия (Dysentery) – инфекционное заболевание, характеризующееся поражением желудочно-кишечного тракта, преимущественно толстой кишки.

Дизентерия (Dysentery) – инфекционное заболевание, характеризующееся поражением желудочно-кишечного тракта, преимущественно толстой кишки.

В зависимости от возбудителя различают дизентерию бактериальную и амебную. Амебную дизентерию, встречающуюся преимущественно в тропических и субтропических странах, выделяют в особое заболевание – амебиаз.

Бактериальная дизентерия (bacillary dysentery) возникает в результате попадания в организм человека бактерий рода Shigella.

Возбудители дизентерии отличаются высокой выживаемостью во внешней среде. В зависимости от температурно-влажностных условий они сохраняются от 3–4 суток до 1–2 месяцев, а в ряде случаев до 3–4 месяцев и даже более. При благоприятных условиях шигеллы способны к размножению в пищевых продуктах (салатах, винегретах, вареном мясе, фарше, вареной рыбе, молоке и молочных продуктах, компотах и киселях).

Возбудители дизентерии попадают в организм здорового человека через рот при бытовом контакте с больным дизентерией или бациллоносителем и при употреблении зараженных пищевых продуктов или воды. Инкубационный период составляет 1–7 (в среднем 2–3) дней, но может сокращаться до 2–12 часов.

Форма, вариант и тяжесть течения дизентерии зависят от путей и способов заражения, количества попавших в организм микробов, уровня иммунитета организма.

Заболевание начинается быстро. В начале развивается синдром общей интоксикации, характеризующийся повышением температуры тела, ознобом, чувством жара, разбитости, снижением аппетита, головной болью, снижением артериального давления.

Поражение желудочно-кишечного тракта проявляется болями в животе, вначале тупыми, разлитыми по всему животу, имеющими постоянный характер. Затем они становятся более острыми, схваткообразными, локализуются в нижних отделах живота, чаще слева. Боли обычно усиливаются перед опорожнением кишечника.

При легком течении болезни лихорадка кратковременна, от нескольких часов до 1–2 суток, температура тела, как правило, повышается до 38°С. Больных беспокоят умеренные боли в животе, в основном перед актом опорожнения кишечника. Испражнения имеют кашицеобразную или полужидкую консистенцию, частота дефекаций до 10 раз в сутки, примесь слизи и крови не видна. Интоксикация и диарея сохраняются в течение 1–3 дней. Полное выздоровление наступает через 2–3 недели.

При среднетяжелом течении дизентерии начало болезни быстрое. Температура тела с ознобом повышается до 38–39°С и держится на этом уровне от нескольких часов до 2–4 суток. Больных беспокоят общая слабость, головная боль, головокружение, отсутствие аппетита. Кишечные расстройства, как правило, присоединяются в ближайшие 2–3 часа от начала болезни. У больных появляются периодические схваткообразные боли в нижней части живота, частые ложные позывы на дефекацию, ощущение незавершенности акта дефекации. Частота стула достигает 10–20 раз в сутки. Испражнения скудные, часто состоят из одной слизи с прожилками крови. Присутствует повышенная раздражительность, бледность кожи. Язык покрыт густым белым налетом, суховатый. Интоксикация и диарея продолжаются от 2 до 4–5 дней. Полное заживление слизистой оболочки кишки и нормализация всех функций организма наступают не ранее 1–1,5 месяца.

Тяжелое течение дизентерии характеризуется очень быстрым развитием заболевания, резко выраженной интоксикацией, глубокими нарушениями деятельности сердечно-сосудистой системы. Болезнь начинается крайне быстро. Температура тела с ознобом быстро повышается до 40°С и выше, больные жалуются на сильную головную боль, резкую общую слабость, повышенную зябкость, особенно в конечностях, головокружение при вставании с постели, полное отсутствие аппетита. Нередко появляются тошнота, рвота, икота. Больных беспокоят боли в животе, сопровождающиеся частыми позывами на дефекацию и мочеиспускание. Стул более 20 раз в сутки, нередко число дефекаций трудно сосчитать («стул без счета»). Период разгара болезни продолжается 5–10 дней. Выздоровление происходит медленно, до 3–4 недель, полная нормализация слизистой оболочки кишечника происходит через 2 месяца и более.

Тяжелое течение дизентерии отмечается главным образом у детей и стариков.

Диагноз хронической дизентерии устанавливается в случае, если заболевание продолжается более 3 месяцев.

Перенесенное заболевание не оставляет после себя надежного и длительного иммунитета. Больных дизентерией обычно помещают в лечебное учреждение для обеспечения им надлежащего ухода и лечения. В исключительных случаях при наличии соответствующих условий (отдельная квартира, наличие ухаживающего персонала и т. д.) по решению лечащего врача и эпидемиолога больной может быть оставлен на дому.

Среди осложнений болезни наиболее частыми являются: инфекционно-токсический шок, инфекционно-токсическое поражение нервной системы, перитонит, пневмония.

Профилактика дизентерии основывается на проведении широких санитарных мероприятий, направленных па благоустройство населенных мест, усиление санитарного надзора за пищевыми объектами, водопроводами и т. п. Эти меры должны сопровождаться санитарно-просветительной работой по повышению уровня гигиенических навыков населения, т. к. соблюдение элементарных правил личной гигиены (мытье рук перед едой и после уборной, употребление мытых фруктов и овощей и доброкачественной воды и молока) надежно предохраняет от заражения дизентерией.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Консультации специалистов

  • Консультация психиатра
  • Консультация психотерапевта
  • Консультация психолога
  • Консультация сексолога
  • Консультация в Skype

Мы лечим

  • Осенняя депрессия
  • Гормональные расстройства
  • Депрессии
  • Фобии/Страхи
  • Панические атаки
  • Зависимости
  • Шизофрения
  • Детско-Подростковые проблемы
  • Сексуальные расстройства
  • Психологические проблемы
  • Помощь при транcсексуализме
  • Психиатрическое освидетельствование

Весь раздел Наши методы

  • Психологические тесты
  • Психофарматерапия
  • Психологическая диагностика
  • Психодинамическая психотерапия
  • Телесно-ориентированная психотерапия
  • Групповая психотерапия
  • Когнитивно-бихевиоральная терапия
  • Бихевиоральная психотерапия
  • Арт терапия
  • Гештальт психотерапия
  • Электроэнцефалография
  • Биологическая обратная связь

Весь раздел

imageДизартрией у детей называют тяжелое нарушение произносительной стороны речи вследствие поражения речедвигательного аппарата. Подобный дефект грозит ребенку расстройством слухового восприятия. Как результат – неспособность воспринимать информацию в полном объеме, проблемы с пониманием окружающего мира, дезадаптация.

В данном случае большая ответственность ложится на близких маленького пациента. Вовремя предпринятое лечение поможет восстановить работу органов речи, позволит правильно поставить произношение, скорректировать все стороны речевой функции.

Понять проблему

В наше время дизартрию диагностируют примерно у 6% детей. Это довольно высокий показатель для того, чтобы отнести расстройство в разряд распространенных.

Несмотря на то, что заболевание встречается довольно часто, многие родители теряются, слыша диагноз «дизартрия» у своего ребенка. В связи с незнанием, лечение патологии у малыша может быть начато в запоздавшие сроки или пойти по неверной схеме. В отношении детей важно все делать в срок, в том числе корректировать произношение, иначе неправильная его модель может надежно зафиксироваться и остаться навсегда.

При дизартрии происходит органическое поражение лицевой мускулатуры, принимающей участие в формировании речи: мышц щек, языка, области вокруг рта. Страдают также нервные волокна, иннервирующие мышцы, кожу. В результате мимика обедняется. Дизартрик лишается возможности в полной мере работать лицевой мускулатурой, чтобы произнести нужный звук. Речь малыша становится неразборчивой, тихой, монотонной.

Среди причин расстройства выделяют:

  • тяжелый токсикоз беременных;
  • резус-конфликт;
  • внутриутробная инфекция;
  • недоношенность;
  • преждевременные роды;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия новорожденных;
  • родовые травмы;
  • наследственные заболевания;
  • черепно-мозговая травма;
  • гидроцефалия;
  • инфекционное поражение мозга;
  • интоксикации различного генеза;
  • гнойные отиты.

Часто дизартрия сопровождает ДЦП и задержку психического развития. image

 Распознать у своего ребенка болезнь в начале пути внимательные родители могут по следующим признакам:

  • слабость лицевой мускулатуры, сопровождаемая выпадением языка, полуоткрытым ртом;
  • спазм лицевых мышц – ребенок плотно смыкает губы;
  • позднее появление речи;
  • проблемы с употреблением пищи – постоянные поперхивания, трудности с глотанием, долго удерживает пищу за щекой;
  • повышенное слюноотделение, регистрируемое после 6 месяцев;
  • малыш без причины разговаривает «в нос»;
  • речь без эмоциональной окраски, слишком быстрая или медленная. В случае повышенного тонуса голосовых связок голос писклявый;
  • искажение, пропуск отдельных звуков;
  • нарушение мелкой моторики – с трудом застегивает пуговицы, завязывает шнурки. Не может лепить из пластилина, рисовать не получается из-за слабости удержания карандаша;
  • плохой музыкальный слух;
  • нарушается речевое дыхание. Дети, проговаривая фразу, задыхаются, делают паузы в произношении;
  • возможна полная немота из-за паралича лицевых мышц.

В 5 лет артикуляция всех звуков должна быть сформирована. Если этого не произошло, то имеющееся косноязычие нельзя списывать на возраст. Необходимо вмешательство специалиста. Чем раньше дети отправляются к логопеду, тем лучше для них и родителей.

Часто проблему ставят ребром в возрасте около 7 лет, перед поступлением в школу. Этот возраст для начала коррекции считается поздним, работа будет происходить сложнее, усилий потребуется больше.

С чего начать лечение

Лечить любое заболевание необходимо начинать с правильной диагностики. Маленького пациента, в первую очередь, направляют на консультацию к неврологу. После осмотра специалист по необходимости назначает обследования:

  • ЭЭГ;
  • электромиография;
  • МРТ;
  • электронейрография;
  • трансканальная магнитная стимуляция.

После установления диагноза ребенок отправляется к логопеду, который проводит специальные логопедические пробы. Они позволяют установить степень заболевания, форму. В дальнейшем к процессу подключаются психоневролог, дефектолог.

Различают четыре степени заболевания:

  • 1 степень – диагноз устанавливается только посредством специальных тестов компетентным специалистом;
  • 2 степень – речь понятна для восприятия, но имеет небольшие дефекты;
  • 3 степень – речь понимают только близкие;
  • 4 степень – речь непонятна для восприятия или отсутствует.

В зависимости от степени расстройства специалист назначает лечение, проводит коррекционные мероприятия.

Последовательность лечебных мероприятий

Если вы полагаете, что терапия дизартрии сводится к посещениям логопеда, где дизартрика учат складывать губы трубочкой, то ваше мнение ошибочно. Существует определенная последовательность мероприятий, нарушать которую не рекомендуется.

Устранение дизартрии начинается с восстановления работы речедвигательного аппарата. Для этого малышу проводят логопедический массаж, развивают мелкую моторику рук. Применяют также дыхательную гимнастику.

Логопедический массаж – один из наиболее эффективных методов восстановления работы речевого аппарата. Массаж воздействует на мышцы, позволяя нормализовать их тонус. Поэтому предварительно специалист определяет его уровень: гипо- или гипертонус.

Логопедический массаж делят на несколько видов:

  • ручной;
  • механический;
  • аппаратный.

Ручная техника основана на воздействии пальцами рук на определенные зоны щек, губ, языка. Специалист проводит поглаживание, небольшое разминание мышечного каркаса области губ, щек и подбородка. Соединяет пальцами губы в вертикальном, горизонтальном положениях. Массирует мягкое небо.

Механическая техника предполагает воздействие на проблемные зоны с помощью специальных зондов.

Аппаратный метод использует вакуумные, вибрационные, температурные устройства. Он позволяет восстанавливать нервные пути, связывающие мышцы с центрами в мозге.

Дети-дизартрики способны самостоятельно проводить массаж в домашних условиях. Для этого существуют несложные упражнения:

  • оскаливание зубов;
  • вытягивание губ;
  • открыть – закрыть рот;
  • ребенок берет в рот конфету на палочке, взрослый ее вынимает. Чем меньше объем конфеты, тем сложнее делать упражнение.

Массаж позволяет:

  • восстановить нормальный мышечный тонус;
  • устранить патологические движения речевых мышц;
  • увеличить амплитуду артикуляционных действий;
  • заставляет работать мускулатуру, ранее не задействованную в процессе;
  • координирует движение речевых органов.

Дыхательная гимнастика

Речевое дыхание – сложный процесс, заключающийся в строгом соотношении дыхательного акта с артикуляцией.  У маленьких дизартриков такая координация нарушена. Перед произнесением фразы дети делают недостаточный вдох. Они способны произносить речь на вдохе или в самом конце выдоха. Неречевое дыхание отличается поверхностностью, нестабильностью ритма.

Правильное речевое дыхание обеспечивает речи плавность, мягкость. При дизартрии очень важно наладить данную сторону процесса. Для этого была разработана дыхательная гимнастика.

Наиболее эффективной является дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой. Это совокупность оригинальных упражнений, аналогов которых нет в мире. Упражнения делают упор на вдох. Он должен быть резким, коротким, производиться через нос. На выдох – внимание минимальное. Осуществляется произвольно.

Существуют главные правила исполнения упражнений, при соблюдении которых эффект будет заметен очень быстро:

  1. Ребенок делает резкий, эмоциональный, активный вдох носом. Аналогия проводится с ощущением гари. При этом можно повторять: «Тревога, пахнет гарью», и вдыхать воздух, как бы принюхиваясь. Внимание концентрируется на вдохе.
  2. Выдох производится через рот. Объясняем малышу, что не нужно задерживать выход воздуха. Пусть выходит самопроизвольно, без контроля.
  3. Вдох следует делать так, как будто накачиваете автомобильную шину. Частота – 60-70 вдохов/минуту. Пауза – до 3 сек. За один урок необходимо произвести 1000-2000 повторов.
  4. Делать упражнение нужно легко, без напряжения, не доводя до состояния нехватки воздуха. Всё – в доступных пределах.

Занятие начинается с разминки,  и лишь затем можно переходить к главной части.

Примеры упражнений:

  • полуприсед. Одну ногу выводим вперед, другая – сзади. Неглубоко приседаем, опираясь на переднюю ногу. Приседая, делаем короткий, ритмичный вдох;
  • затаивание дыхания. Делаем короткий вдох, одновременно наклоняясь вперед. Задерживаем дыхание, считая до восьми. Постепенно увеличиваем количество.

Развитие мелкой моторики

Казалось бы, какая связь между правильностью речи и движением пальцев? Оказывается, центр речи и моторики пальцев расположены в головном мозге рядом, стимулируя работу друг друга. Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше и быстрее происходит развитие речи.

Отступая немного от темы, хочется попутно объяснить родителям, что движение в целом способствует закреплению нейронных связей, позволяющих запоминать новую информацию. Малоподвижный ребенок трудно обучаем.

Разработка двигательной активности пальцев позволяет обогатить словарный запас, улучшить фонематическую сторону речи. Существует множество вариантов для развития мелкой моторики: лепка из пластилина; работа с бумагой (листы можно сминать, рвать, отщипывать кусочки, складывать в определенной последовательности); конструирование поделок, создание аппликаций, коллажа разовьет к тому же творческое мышление.

Специалисты используют пальчиковую гимнастику, специальные атрибуты для стимуляции двигательной активности пальцев:

  • мочку уха зажать между большим и указательным пальцем. Пройти по краю ушной раковины массажными движениями;
  • расставить широко пальцы. Хлопать ладонями, чтобы все пальцы соприкоснулись;
  • согнуть пальцы. Массирующими движениями продвигаться от уха к макушке;
  • на веревке ребенок завязывает узлы. Затем перебирает их пальцами;
  • использование различных мячей – рифленых, с шипами, набитых шариками. Сжимание/ разжимание их руками;
  • использование эспандеров;
  • бельевые прищепки, компьютерная клавиатура, телефоны с кнопками.

Существует множество приспособлений, специализированных и бытовых, позволяющих работать на развитие мелкой моторики. О возможных вариантах родителям поведает специалист, разъяснит, как проводить занятия самостоятельно в домашних условиях.

Коррекция произношения

После налаживания работы артикуляционного аппарата, восстановления мышечной активности, логопед переходит к корректировке неправильного произношения.

Обычно у детей выявляют такие неточности произношения:

  • пропуск отдельных звуков, чаще «р»;
  • замена одних звуков другими – «вак» вместо «рак»;
  • межзубное произношение, так называемая шепелявость;
  • изолированно звук произносится правильно. Проблемы появляются при введении в слово.

Если подобные изменения были замечены родителями, то логопедическую работу стоит начинать сразу, не дожидаясь 5 лет.

Коррекция произношения требует индивидуального подхода. Специалист определяет, какие звуки сохранены, произносятся правильно. Работа начинается со звуками, искаженными в наименьшей степени. Перед их постановкой требуется научить детей различать их на слух.

Задача специалиста сводится к следующему:

  • моделирование основных артикуляционных укладов – постановка шипящих, свистящих, сонорных, небных звуков;
  • постановка изолированного звука;
  • закрепление звука, автоматическое включение в речь. Сначала для фиксации используют слова, в которых звук присутствует в утрированной форме. Затем любые слова с нужным звуковым символом;
  • произношение звука с оппозиционным по звучанию: са-ша, сфа-тфа.

Логопед, помимо произносительной стороны речи, обучает ребенка лексико-грамматическим основам, развивает фразовую речь, дает основы навыков письма, чтения.

Другие методы

Логопедический труд составляет львиную долю успешного устранения дизартрии. Параллельно ребенку назначаются дополнительные методы лечения. Обязательным является выполнение назначений невролога. Врач прописывает детям медикаментозные средства, ведь основная причина расстройства – органическое поражение ЦНС.

Таня, 9 лет. У девочки наблюдается тяжелая псевдобульбарная дизартрия. Речь больной отличается медлительностью, резкостью, малой разборчивостью. Голос громкий, монотонный. Довольно большое количество звуков отсутствует в произношении.

Помимо занятий с логопедом, девочке назначили инъекции Галантамина. Препарат усиливает проведение нервных импульсов в ЦНС. После курса лечения стали заметны положительные результаты. Увеличилась подвижность языка, губ. Разнообразились артикуляционные движения. Восстановился акт глотания. Ушла асинхронность дыхания.

Удалось наладить произношение отдельных звуков: с, т, р, ц, ж. Ушла напряженность голоса, чрезмерная громкость произношения. Речь стала звучать гармоничнее, плавнее, непринужденнее. Перестала привлекать внимание прохожих.

Самостоятельно больная проводила массаж языка. Благодаря чему удалось добиться языковой вибрации. Появилась возможность регулировать интонацию, громкость голоса. За несколько месяцев комбинированного лечения девочке достигла впечатляющих результатов.

Из физиопроцедур актуальны:

  • электрофорез;
  • дарсонвализация;
  • синусоидальные модулированные токи;
  • локальная гипотермия.

Данные процедуры позволяют убрать мышечный спазм, улучшить трофику тканей. Устраняют гиперкинезы мимических и язычных мышц, снижают саливацию. Уходят синкинезии, когда, например, вместе с поднятым языком движется вверх нижняя челюсть. В результате улучшается четкость произношения, усиливается голос.

Помимо перечисленных методов подключают:

  • лечебные ванны;
  • гирудотерапия;
  • иглоукалывание.

Применяются методы лечебной физкультуры, а также дельфинотерапия, иппотерапия – лечение с помощью лошадей.

Правильная, красивая речь – это успешное функционирование ребенка в обществе, путь к новым знаниям и открытиям. Речевые дефекты – не приговор, но они нуждаются в коррекции. Своевременное исправление дефекта поможет избежать многих конфузов, препятствий в развитии малышей, обеспечивая гармоничное становление личности.

–>

Дизентерия

Дизентерия (или шигеллез) относится к группе острых кишечных инфекций – заболеваниям с фекально-оральным механизмом передачи, которые характеризуются симптомами общей интоксикации и диареей.

Возбудителем дизентерии является бактерии рода Shigella , поэтому и само заболевание называется «шигеллез». Название «дизентерия» образовалось из двух слов греческого происхождения – «dys» (нарушение) и «enteron» (кишечник).

Шигеллы распространены повсеместно. Заражение происходит посредством фекально-орального механизма – т.е. бактерии из кишечника больного человека попадают в желудочно-кишечный тракт здорового человека. Это может произойти через грязные руки, при попадании бактерий в пищевые продукты, воду, через насекомых. Наибольшее распространение инфекция получила в развивающихся странах, где этому способствует скученность населения и антисанитария.

Шигеллы вызывают поражение слизистой толстого кишечника, что проявляется жидким стулом со слизью и примесью крови, болезненностью при дефекации. Однако у многих больных наблюдается лишь легкий водянистый понос.

Возбудитель дизентерии

Возбудителем шигеллеза является бактерия – неподвижная палочка рода Shigella.

Выделяют 4 вида этой бактерии, каждый из которых способен вызывать дизентерию у человека:  Shigella dysenteriae, Shigella flexneri , Shigella boydii и Shigella sonnei .

Особенностью шигелл является их способность быстро приобретать устойчивость к антибактериальным препаратам. Все большее распространение получают бактерии, устойчивые к традиционному лечению. Кроме того, бактерии чрезвычайно устойчивы во внешней среде – при благоприятных условиях могут сохранять свои патогенные свойства до нескольких месяцев, в том числе в продуктах питания.

Факторы патогенности:

Шигеллы обладают рядом свойств, обеспечивающих их патогенность для человека, т.е. способность вызвать заболевание.

  • Инвазины – белки, обеспечивающие инвазию – проникновение бактериальных клеток в слизистую оболочку кишечника. Чаще всего бактерии поражают нижний отдел толстого кишечника.
  • Эндотоксин – токсин, входящий в состав самой бактериальной клетки. Является причиной возникновения признаков интоксикации – повышения температуры, ощущения разбитости, боли в мышцах и суставах.
  • Экзотоксин – токсин, который вырабатывается бактериями и выбразывается в кровь. Наиболее патогенным является токсин Shigella dysenteriae серовара 1 (шигелла Григорьева-Шига), который называется Шига-токсин. Экзотоксин является причиной диареи.

Как происходит заражение дизентирией

Механизм заражения при дизентерии – фекально-оральный, т.е. бактерия из кишечника больного человека попадает в желудочно-кишечный тракт здорового человека.

Существует несколько путей передачи возбудителя.

Это контактно-бытовой путь – через немытые руки при несоблюдении правил личной гигиены; пищевой – при попадании бактерий в продукты питания; а также водный – при употреблении инфицированной воды.

Кроме того, заражение возможно при купании в загрязненных водоемах.

Острая дизентерия

Заболевание начинается остро – в течение 24-48 часов после заражения. Чаще всего наблюдается колитический вариант инфекции – т.е. поражение исключительно толстого кишечника. Однако иногда встречаются гастроэнтероколитический или гастроэнтерический варианты – с поражением слизистой желудка и тонкого кишечника.

Проявления острой дизентерии:

  • Лихорадка. Температура повышается до высоких цифр. У детей она может достигать 40-41ºС.
  • Понос. Вначале заболевания иногда наблюдается кратковременный водянистый понос, однако затем стул учащается до 10-30 раз в сутки и выделяется в небольшом количестве. В кале появляется примесь большого количества слизи, крови, иногда – гноя. Примесь крови в кале является отличительным признаком дизентерии среди всех острых кишечных инфекций и свидетельствует о поражении (изъязвлении) слизистой кишечника. Появление примеси крови в стуле служит поводом для немедленного обращения к врачу.
  • Схваткообразные боли в животе.

При гастроэнтероколитическом и гастроэнтерическом вариантах заболевания может возникать тошнота, рвота, обильный водянистый стул.

При легком течении заболевания самопроизвольное выздоровление наступает в пределах недели. В тяжелых случаях могут развиться серьезные осложнения, не исключен летальный исход.

Хроническая дизентерия

Хроническая дизентерия диагностируется в том случае, если заболевание длится более 3 месяцев.

При этом течение может быть различным.

Наблюдается или непрерывное течение заболевания, или рецидивирующее, которое характеризуется периодическими обострениями. При этом периоды хронической дизентерии чередуются с периодами полного здоровья. Тяжесть симптомов во время рецидива обычно значительно меньше, чем при острой дизентерии. Признаки интоксикации выражены значительно меньше – температура редко превышает 37,5ºС; стул частый, однако боли не столь мучительны, кровь чаще всего отсутствует.

Бактерионосительство

Носительство шигелл может быть реконвалесцентным – в том случае если бактерии продолжают выделяться из кишечника больного после перенесенной дизентерии при отсутствии каких-либо признаков заболевания.

Кроме того, выделяют транзиторное бактерионосительство, которое диагностируют при однократном выделении патогенных шигелл из кала здорового человека, не болевшего дизентерией. Чаще всего это происходит случайно при профилактическом обследовании и не оказывает никакого влияния на здоровье человека.

Как избежать заражения дизентирией

Предупреждение заражения шигеллами сводится к соблюдению правил личной и коммунальной гигиены:

  • Мытье рук перед едой и после туалета.
  • Дети младшего возраста наиболее подвержены острым кишечним инфекциям; родителям необходимо следить за поведениям ребенка, обучать правилам личной гигиены с самого раннего возраста.
  • Соблюдение правил хранения и приготовления продуктов питания.
  • При уходе за больным очень важна дезинфекция постельного белья и испражнений, необходимо мыть руки после контакта с больным.
  • Больные дети не должны посещать детский сад или школу до получения отрицательных результатов посева кала.
  • Работники предприятий общественного питания должны возвращаться на работу также только после получения отрицательного результата посева кала.

Осложнения и последствия дизентерии

Дизентерия опасна тяжелыми осложнениями, как обусловленными поражением кишечника, так и внекишечных.

  • Выпадение прямой кишки. В связи с частым мучительным стулом, тенезмами часть прямой кишки может выпадать из анального отверстия. Чаще всего осложнение встрачается у маленьких детей.
  • Обезвоживание. Встречается редко, чаще при гастроэнтеритическом варианте заболевания, т.е. при обильном водянистом стуле.
  • Кишечное кровотечение. При массивном поражении, обширных изъязвлениях слизистой кишечника может развиться кишечное кровотечение. Требует немедленной госпитализации.
  • Токсический мегаколон. Редкое осложнение дизентерии. Характеризуется растяжением нижнего отдела толстой кишки, истончением его стенки. Вследствие этого токсины бактерий, находящихся в кишечнике, в большом количестве поступают в кровь, приводя к выраженной интоксикации. Токсический мегаколон нередко заканчивается летальным исходом.
  • Гемолитико-уремический синдром. Характеризуется поражением почек с развитием тяжелой почечной недостаточности, а также гемолизом эритроцитов – разрушением красных кровяных клеток с развитием тяжелой анемии; кроме того наблюдается снижение числа тромбоцитов в крови. Гемолитико-уремический синдром обычно развивается к концу первой недели заболевания, когда больной уже выздоравливает. Первым проявлением является резкое снижение количества мочи – олигурия. У выживших больных повреждение почек продолжает нарастать и в 50% случаев приводит к хронической почечной недостаточности, требующей гемодиализа или трансплантации почек.
  • Бактериемия – попадание бактерий в кровь больного человека. Встречается в основном только у истощенных больных или страдающих каким-либо видом иммунодефицита. Бактериемия протекает тяжело и часто заканчивается летально.
  • Сопутствующие инфекции. На фоне истощения при длительно текущей дизентерии могут присоединяться другие инфекционные процессы. Чаще всего это пневмония, инфекция мочевыводящих путей.
  • Постдизентерийная кишечная дисфункция. В связи с тем, что инфекционный процесс поражает слизистую кишечника, часто приводя к серьезным повреждениям, после выздоровления при отрицательном результате посева кала, могут сохраняться нарушения стула. Обычно наблюдается жидкий стул; он не столь мучителен, не приводит к значимым негативным последствиям, однако доставляет определенный дискомфорт.
  • Синдром постинфекционной астении. После перенесенной тяжелой инфекции, особенно у маленьких детей, в течение нескольких месяцев может оставаться слабость, быстрая утомляемость, истощение. Дисбактериоз. Встречается довольно часто после перенесенной инфекции. Обычно эффективно корректируется эубиотиками.

Диагностика дизентерии

При частом стуле с примесью крови необходимо заподозрить дизентерию. Кроме того, в связи с широким распространением гастроэнтероколитического варианта заболевания, диагностику шигеллеза проводят при любом частом жидком стуле, сопровождающемся признаками интоксикации, т.е. в рамках диагностики острой кишечной инфекции.

  • Бактериологический метод исследования. Наиболее достоверный метод диагностики кишечных инфекций. Заключается в посеве кала для выявления патогенных бактерий.
  • Серологический метод обследования. Заключается в определении в крови антител к шигеллам. Однако в повседневной практике этот метод не используется, в связи с доступностью, простотой и достоверностью бактериологического метода.
  • Полимеразная цепная реакция (ПЦР) – заключается в определении генов шигелл в кале. ПЦР относится к дорогостоящим методам обследования, поэтому для диагностики острых кишечных инфекций применяется крайне редко.

Диета при дизентирии

Важным компонентом лечения является диета. При сохранении поноса рекомендуется лечебная диета №4, которая характеризуется пониженным содержанием жиров и углеводов с нормальным содержанием белка и резким ограничением каких-либо раздражителей желудочно-кишечного тракта. Также исключаются продукты, которые могут вызвать метеоризм (повышенное образование газов в кишечнике).

Рекомендуемые продукты:

  • пшеничные сухари, тонко нарезанные и не сильно поджаренные.
  • супы на обезжиренном мясном или рыбном бульоне с добавлением круп: риса, манки или яичных хлопьев; а также мелко протертого вареного мяса.
  • нежирное мягкое мясо, птица или рыба в вареном виде.
  • нежирный свежеприготовленный творог.
  • яйца не более 2-х в день в виде сваренного всмятку или парового омлета.
  • каши на воде: овсяная, гречневая, рисовая.
  • овощи только в отварном виде при добавлении в суп.

Продукты, которые следует исключить:

  • хлебобулочные и мучные изделия;
  • супы с овощами, на крепком жирном бульоне;
  • жирное мясо, мясо куском, колбасы;
  • жирную, соленую рыбу, консервы;
  • цельное молоко и другие молочные продукты;
  • яйца сваренные вкрутую, яичница;
  • пшенную, ячневую, перловую каши; макаронные изделия;
  • бобовые;
  • овощи, фрукты, ягоды в сыром виде; а также компоты, варенье, мед и другие сладости;
  • кофе и какао с молоком, газированные и холодные напитки.

После нормализации стула можно перейти на лечебную диету №2. Она несколько мягче диеты №4. При этом в рацион добавляются:

  • хлеб вчерашней выпечки или подсушенный. Несдобные хлебобулочные изделия, печенья;
  • мясо и рыбу можно готовить куском;
  • кисломолочные продукты, в том числе сыр;
  • яйца, кроме яиц вкрутую;
  • овощи: картофель, кабачки, цветная капуста, морковь, свекла, тыква;
  • зрелые фрукты и протертые ягоды;
  • сливочная карамель, мармелад, зефир, пастила, варенье, мед.

Лечение дизентирии

  • При наличии признаков обезвоживания принимают солевые растворы: Регидрон.
  • Сорбенты применяются для уменьшения проявлений диареи: Смекта, Энтеросгель 3 раза в день.
  • Прием лоперамида (имодиума) противопоказан!!! Противодирейные средства замедляют высвобождение возбудителя из просвета кишечника, что может замедлять течение заболевания и утяжелять симптомы.
  • Антибиотики. При легком течении заболевание обычно проходит без лечения. К моменту выделения из кала возбудителя и определения его вида, наступает улучшение, и необходимость в приеме антибиотиков отпадает. Однако при в тяжелых случаях, когда диарея сопровождается кровью в стуле, тенезмами, болями в животе показан прием антибиотиков. Препаратом выбора в данном случае является ципрофлоксацин 500мг 2 раза в день. Однако также применяют ампициллин, тетрациклин. Продолжительность приема определяется врачом, в стандартных случаях составляет 5 дней.

Материал с сайта Medicalj

image

Дизентерия — это инфекционная болезнь общего характера, которую вызывают дизентерийные бактерии. Наиболее часто развитие заболевания провоцируют шигеллы.

Чаще всего диагностируется дизентерия у детей в возрасте от двух до семи лет. Но болезнь может поражать людей из любой возрастной группы.

Симптомы дизентерии в основном проявляются летом. Инфекция распространяется быстро, и если не будут соблюдаться главные правила гигиены, то ребенку может понадобиться лечение дизентерии. Именно поэтому профилактика заболевания состоит, не только в строгом следовании общим гигиеническим нормам, но и в иммунопрофилактике заболевания.

Как передается дизентерия?

Инфекция распространяется от больных острой и хронической формой болезни. Также заражение возможно от бактериовыделителей, которыми являются люди с легким течением недуга. Такие больные ввиду легкости симптомов к врачу не обращаются. Инфекция может передаваться через еду и питье, также ее разносят мухи. Передача возбудителя может произойти и через грязные руки.

Симптомы дизентерии

Выделяется две формы дизентерии – острая и хроническая. При острой форме заболевания человек может болеть от 3-4 дней до трех месяцев. Если болезнь продолжается дольше, то речь уже идет о хронической форме дизентерии. Длительность инкубационного периода в обоих случаях может колебаться от 18 часов до 5 суток.

Если у больного имеет место среднетяжелое течение болезни, то его признаки выражены более остро. Изначально человек ощущает слабость и недомогание, позже появляются  схваткообразные боли в животе. Стул жидкий, с примесями крови и слизи, его частота может доходить до 25 раз в сутки. В первые двое суток развития дизентерии частота стула нарастает. Кроме того у больного повышается температура тела, которая может достигать 39 градусов.

У большинства больных боль в животе продолжается длительное время. Часто отмечается вздутие живота.

При тяжелой форме острой дизентерии все симптомы более выражены: стул очень частый с примесями слизи , крови и гноя; наблюдается рвота, тошнота; температура тела держится длительное время на высоких цифрах. В случае отсутствия адекватного лечения заболевания, оно переходит в хроническую форму.

Профилактика дизентерии

Для профилактики заболевания очень важно соблюдать все санитарно-гигиенические нормы.

Меры личной профилактики – это, прежде всего, регулярное и тщательное мытье рук. Кроме того, важно вовремя избавляться от мух в помещении и не допускать, чтобы они контактировали с пищевыми продуктами. Родители должны всеми силами обеспечивать защиту ребенка от заражения болезнетворными микроорганизмами. Следует следить не только за тем, чтобы ребенок мыл руки после туалета и прогулок, но и не допускать употребления немытых фруктов, овощей.

В настоящее время заболевания можно избежать путем  проведения вакцинации.

Имеющаяся вакцина обеспечивает невосприимчивость к инфекции в течение 1 года.

Вакцина применяется с целью профилактики дизентерии Зонне у взрослых и детей в возрасте от трех лет. Первоочередная вакцинация рекомендуется для :

  • детей, посещающих детские учреждения и отъезжающих в оздоровительные лагеря;
  • работников инфекционных стационаров и бактериологических лабораторий;
  • лиц, занятых в сфере общественного питания и коммунального благоустройства.

Профилактические  прививки против дизентерии Зонне предпочтительно проводить перед сезонным подьемом этой инфекции. Прививка проводится однократно.

ПОМНИТЕ, ЧТО  НАДЕЖНЕЙ И БЕЗОПАСНЕЙ ИНФЕКЦИЮ ПРЕДУПРЕДИТЬ, ЧЕМ БОРОТЬСЯ С НЕЙ В РАЗГАРЕ И ЕЕ ПЕЧАЛЬНЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ!

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

По вопросам вакцинации Вы можете обращаться к специалистам отделения платных медицинских услуг ГБУЗ АО «ДГП №1» — кабинет 224 , 2 этаж, тел. 48-16-41

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Михаил Галушко
Гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук, стаж - более 27 лет.
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий